САНАТОРИИ УП «БЕЛПРОФСОЮЗКУРОРТ»
ЧЛЕНАМ ПРОФСОЮЗА СКИДКА НА СТОИМОСТЬ ПУТЁВКИ В САНАТОРИЯХ ФПБ - 25 %
В ходе проведения «прямой телефонной линии» специалистами отраслевого профсоюза были даны ответы на наиболее актуальные вопросы соблюдения нанимателем трудового законодательства при предоставлении работникам трудовых отпусков, поручении работы, не обусловленной трудовым договором, порядок подсчета стажа работы и другие.
Вопрос: Включается ли время работы в колхозе в стаж работы для выплаты надбавки за стаж работы в бюджетных организациях?
Ответ: С 1 января 2020 г., в соответствии с Указом Президента Республики Беларусь от 18.01.2019 № 27 «Об оплате труда работников бюджетных организаций» от стажа работы сотрудника в бюджетных организациях зависит размер надбавки за стаж работы в таких организациях.
Порядок исчисления надбавки за стаж работы в бюджетных организациях установлен постановлением Минтруда и соцзащиты от 03.04.2019 № 13.
Так, для исчисления надбавки за стаж работы в бюджетных организациях в стаж работы засчитываются следующие периоды работы (службы) с 19 сентября 1991 г.:
– в бюджетных организациях Республики Беларусь независимо от их ведомственной подчиненности;
(под бюджетной организацией понимается организация, созданная (образованная) Президентом Республики Беларусь, государственными органами, в том числе местным исполнительным и распорядительным органом, или иной уполномоченной на то Президентом Республики Беларусь государственной организацией для осуществления управленческих, социально-культурных, научно-технических или иных функций некоммерческого характера, функционирование которой финансируется за счет средств соответствующего бюджета на основе бюджетной сметы и бухгалтерский учет которой ведется в соответствии с планом счетов бухгалтерского учета, утвержденным в установленном порядке для бюджетных организаций, и (или) с учетом особенностей бухгалтерского учета и отчетности в соответствии с законодательством).
– в государственных органах Республики Беларусь, а также в подразделениях, созданных государственными органами;
(под государственным органом понимается образованная в соответствии с Конституцией Республики Беларусь, иными законодательными актами организация, осуществляющая государственно-властные полномочия в соответствующей сфере (области) государственной деятельности, а также государственные учреждения и иные государственные организации, обеспечивающие деятельность Президента Республики Беларусь или государственных органов, работники которых в соответствии с законодательными актами, закрепляющими их правовой статус, являются государственными служащими).
– в Палате представителей и Совете Республики Национального собрания Республики Беларусь, а также в качестве депутатов, осуществляющих свои полномочия на профессиональной основе в местных Советах депутатов всех территориальных уровней;
– в международных организациях и учреждениях по направлению государственных органов Республики Беларусь;
– в исполнительных органах Содружества Независимых Государств, органах Сообщества Беларуси и России, Союза Беларуси и России, Союзного государства и их аппаратах, расположенных на территории Республики Беларусь;
– в организациях Республики Беларусь, получающих субсидии, работники которых приравнены по оплате труда к работникам бюджетных организаций, независимо от их ведомственной подчиненности;
– военной службы (службы) в Вооруженных Силах, других войсках, воинских формированиях и военизированных организациях Республики Беларусь;
– альтернативной службы.
Стаж работы в бюджетных организациях подтверждается трудовой книжкой, а при отсутствии трудовой книжки — в порядке, предусмотренном для подтверждения трудового стажа при назначении пенсии.
В случаях, если на основании данных трудовой книжки не представляется возможным определить статус организации для зачета стажа работы в ней в стаж работы в бюджетных организациях, то зачет стажа работы производится на основании сведений, полученных от этих организаций, государственных органов, в подчинении которых находится (находилась) организация, или местных исполнительных и распорядительных органов по месту расположения организации.
До получения подтверждающих сведений о статусе организации в зачет стажа работы в бюджетных организациях принимается период, исчисленный в бесспорном порядке.
Таким образом, время работы в колхозе (по организационно-правовой форме — сельскохозяйственный производственный кооператив), не будет засчитано в стаж для выплаты надбавки за стаж работы в бюджетных организациях, поскольку данная организация не относится к категории организаций, относящихся к бюджетным организациям и иным организациям, получающим субсидии, работники которых приравнены по оплате труда к работникам бюджетных организаций.
Вопрос: Я принят на работу в определенной должности (сторожем). Имеет ли право наниматель поручить мне без моего на то согласия и без оплаты другую работу.
Ответ: В соответствии со статьей 20 Трудового кодекса Республики Беларусь (далее ТК) наниматель не вправе требовать от работника выполнения работы, не обусловленной трудовым договором. И лишь в некоторых случаях, прямо предусмотренных законодательными актами, допускаются исключения из этого правила.
При заключении трудового договора работник должен уяснить свои трудовые функции: какую работу и по какой квалификации, должности служащего (профессии рабочего) ему предстоит выполнять.
Согласно ст. 19 ТК трудовой договор должен содержать в качестве обязательных следующие сведения и условия:
1) данные о работнике и нанимателе, заключивших трудовой договор;
2) место работы с указанием структурного подразделения, в которое работник принимается на работу;
3) трудовая функция (работа по одной или нескольким профессиям, должностям с указанием квалификации в соответствии со штатным расписанием нанимателя, функциональными обязанностями, должностной инструкцией). Наименование должности служащего (профессии рабочего) должно соответствовать квалификационным справочникам, утверждаемым в порядке, определяемом Правительством Республики Беларусь, нормативным правовым актам, регламентирующим деятельность работников по отдельным должностям служащих;
– основные права и обязанности работника и нанимателя;
– срок трудового договора (для срочных трудовых договоров);
– режим труда и отдыха (если он в отношении данного работника отличается от общих правил, установленных у нанимателя);
– оплату труда работника.
В трудовом договоре могут быть предусмотрены дополнительные условия (об установлении испытательного срока и иные условия), но не ухудшающие положения работника по сравнению с законодательством и коллективным договором.
Трудовой договор может быть изменен только с согласия сторон, если иное не предусмотрено ТК. При приеме на работу наниматель обязан ознакомить работника с действующими в организации правилами трудового распорядка, иными локальными правовыми актами, имеющими отношение к трудовой функции работника, а также с коллективным договором.
Вопрос: Может ли быть перенесен трудовой отпуск на другой период и не соблюдаться график трудовых отпусков?
Ответ: Да, может.
На практике график трудовых отпусков не всегда соблюдается по различным причинам, например, в связи с:
– наступлением срока отпуска по беременности и родам;
– приемом на работу новых сотрудников;
– изменением срока предоставления трудового отпуска по семейным обстоятельствам;
– производственной необходимостью и др.
В соответствии с ТК трудовой отпуск может быть:
1) перенесен на следующий год (ст. 170 ТК). Это возможно только в исключительных случаях, когда предоставление полного трудового отпуска работнику в текущем рабочем году может неблагоприятно отразиться на нормальной деятельности нанимателя. Перенос части трудового отпуска на следующий рабочий год допускается только с согласия работника;
2) перенесен или продлен в течение текущего рабочего года (ст. 171 ТК). Такое право предоставлено работнику. Кроме того, стороны могут договориться о переносе отпуска;
3) досрочно предоставлен (ст. 172 ТК).
В этом случае наниматель имеет право изменить дату предоставления отпуска в одностороннем порядке путем предоставления его досрочно всем или отдельным категориям работников в случаях:
– неожиданной приостановки работы в связи с аварией, стихийным бедствием;
– необеспеченности энергоресурсами, сырьем и по другим исключительным и заранее не предвиденным обстоятельствам.
4) разделен на части по желанию работника или в связи с отзывом из отпуска (ст. 174 ТК).
Вопрос: Нужно ли проходить проверку знаний по вопросам охраны труда секретарю комиссии для проверки знаний работающих по вопросам охраны труда?
Ответ: Согласно п.3 Положения о порядке создания и деятельности комиссии организации для проверки знаний работающих по вопросам охраны труда, утвержденного постановлением министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 30 декабря 2008 г. № 210 (в ред. постановлений Минтруда и соцзащиты от 29.05.2020 N 55) секретарь комиссии входит в состав комиссии для проверки знаний работающих по вопросам охраны труда, которая устанавливается приказом руководителя организации, то есть является ее членом.
В соответствии со статьей 25 Закона Республики Беларусь «Об охране труда» от 23 июня 2008 года № 356-З (в ред. Законов Республики Беларусь от 18.12.2019 N 274-З) члены комиссии организации проходят проверку знаний по вопросам охраны труда в соответствующих комиссиях вышестоящих организаций.
Наиболее актуальные, часто задаваемые вопросы и ответы на них публикуются на нашем сайте les.1prof.by в разделе ВОПРОС — ОТВЕТ.